Синтезаторы речи онлайн: лучшие сервисы для озвучивания текста. Что такое синтезаторы речи? Лучшие синтезаторы речи Какой режим используется при синтезе речи

Синтезаторы речи онлайн – это полезная находка, о которой раньше можно было только мечтать. Они позволяют озвучивать любой заданный вами текст, регулируя голос, тембр, темп и др. Изначально утилита была рассчитана на людей с плохим зрением, которые не имеют возможность читать текст с монитора. Сейчас же она часто используется как вспомогательный инструмент в изучении иностранных языков, позволяя воспринимать речь на слух и привыкать к правильной расстановке ударений и интонаций. Также для удобства с помощью синтезатора можно слушать книги, параллельно занимаясь бытовыми делами.

В интернете легко найти массу таких приложений, доступных для скачивания на ПК. Однако, чтобы лишний раз не заполнять память компьютера и не ставить под угрозу безопасность его работы, лучше использовать онлайн-сервисы. Мы расскажем о трех самых удобных и многофункциональных.

Acapela – самый известный синтезатор речи онлайн

Сайт Acapela предоставляет огромный выбор языков и голосов для озвучивания текста. Особенно это актуально для английского – его можно услышать в двадцати разных вариантах: женским голосом, мужским, детским, старческим, радостным и т.д.

Удобно, что все параметры настраиваются сразу на главной странице

К сожалению, с русскими текстами дела обстоят похуже – их озвучивают только одним голосом – некой Алены. Но тем не менее, результат получается вполне достойным.

Настройки здесь очень простые – достаточно только выбрать язык и голос, ввести нужный текст, затем согласиться с условиями использования ресурса и нажать кнопку «Listen!».


Интерфейс оформлен на английском, но и без перевода вполне понятно, что и как нажимать

Лимит на аудиовоспроизведение – 300 символов. В этом главный минус большинства синтезаторов речи онлайн, поэтому если вам нужна озвучка объемного файла, такой вариант явно не подойдет. Чтобы пользоваться озвучиванием без ограничений, предлагают купить полную версию программы. Она доступна для всех операционных систем на ПК и телефоне.

Google Переводчик: быстро, легко, доступно

Говоря о воспроизведении текстовых файлов, нельзя не упомянуть знаменитый Google Translate . Как понятно из названия, этот сервис предназначен для перевода текстов. Помимо этого, здесь можно также прослушивать файлы – делается это буквально в один клик.


Все оформлено на русском языке, поэтому разобраться в интерфейсе очень легко

Чтобы прослушать файл, необходимо вставить свой текст в соответствующее окно и нажать на значок мегафона в левом нижнем углу. Удобно, что сделать это можно как с оригиналом, так и с переводом. Отметим, что лимит здесь гораздо больше, чем в Акапеле – 5000 знаков. Никаких расширений и платных версий не предусмотрено.

Поскольку эта программа создана для других целей, функционал здесь оставляет желать лучшего. Тембр, скорость прочтения и другие важные параметры никак не регулируются. Озвучка получается неестественной, с отчетливыми «металлическими» нотками. Интонации, паузы, смысловые ударения – все это выполнено непрофессионально, поэтому в каждом предложении чувствуется, как слова неровно «склеены» между собой.

Это приложение удобно использовать, например, если вы хотите понять, как воспринимается на слух написанный вами текст. Для этого не особо важны интонации и тембр, ведь интересны сами формулировки, наличие тавтологий и неблагозвучных высказываний.


Из преимуществ можно отметить разве что огромный выбор языков, что, собственно, вполне логично для онлайн переводчика

Сервис Fromt exttospeech для воспроизведения голосом вашего текста

Последнее приложение, о котором мы хотим рассказать – это Fromtexttospeech . Начнем с того, что ограничения по количеству символов здесь самые лояльные – до 50 000. Это серьезное конкурентное преимущество, но давайте разберемся, обладает ли Fromtexttospeech еще какими-либо явными достоинствами.

Алгоритм работы программы примерно такой же, как и у Acapela:

  • настраиваем параметры синтезатора речи онлайн: язык, тембр и скорость;
  • нажимаем «Create Audio File»;
  • скачиваем или просто прослушиваем готовый файл.

Итак, пробуем. Копируем несколько предложений своей статьи и вставляем на fromtexttospeech.com. Чуть ниже рабочей панели высвечивается количество знаков, которые мы еще можем дописать.


Очень удобно, что есть возможность выбирать скорость начитки: медленная, средняя, быстрая и очень быстрая

Больше здесь настраивать нечего, так что переходим к самой процедуре конвертации в аудио. Этот процесс занимает несколько минут (в зависимости от размера файла), после чего в отдельном окне можно будет оценить результат работы.


Возможность сохранить получившийся аудиофайл на компьютер – очень удобная функция, которая отличает этот сервис от многих других

Подводя итоги, стоит сказать, что все рассмотренные нами сервисы очень индивидуальны и имеют свои особенности. Если вас интересует профессиональное озвучивание, то Акапела отлично подойдет для этих целей. На официальном сайте программы вы сможете протестировать ее работу, оценить звучание и функционал, чтобы принять решение о покупке полноценной версии. Если же вопрос качества для вас не слишком важен, выбирайте старый добрый Гугл Переводчик или Fromtexttospeech, которые позволяют бесплатно преобразовывать большие текстовые файлы в аудио.

Послушать, как звучат фрагменты одного текста в исполнении различных голосовых движков, можно в нашем видео.

Синтез речи на сегодняшний день применяется в самых разных областях. Это и голосовые ассистенты, и IVR-системы, и умные дома, и еще много чего. Сама по себе задача, на мой вкус, очень наглядная и понятная: написанный текст должен произноситься так, как это бы сделал человек.

Некоторое время назад в область синтеза речи, как и во многие другие области, пришло машинное обучение. Выяснилось, что целый ряд компонентов всей системы можно заменить на нейронные сети, что позволит не просто приблизиться по качеству к существующим алгоритмам, а даже значительно их превзойти.

Синтез речи

Чтобы построить систему синтеза речи, нужна целая команда специалистов из разных областей. По каждой из них существует целая масса алгоритмов и подходов. Написаны докторские диссертации и толстые книжки с описанием фундаментальных подходов. Давайте для начала поверхностно разберемся с каждой их них.

Лингвистика

  1. Нормализация текста . Для начала нам нужно развернуть все сокращения, числа и даты в текст. 50е годы XX века должно превратиться в пятидесятые годы двадцатого века , а г. Санкт-Петербург, Большой пр. П.С. в город Санкт-Петербург, Большой проспект Петроградской Стороны . Это должно происходить так естественно, как если бы человека попросили прочитать написанное.
  2. Подготовка словаря ударений . Расстановка ударений может производиться по правилам языка. В английском ударение часто ставится на первый слог, а в испанском - на предпоследний. При этом из этих правил существует целая масса исключений, не поддающихся какому-то общему правилу. Их обязательно нужно учитывать. Для русского языка в общем смысле правил расстановки ударения вообще не существует, так что без словаря с расставленными ударениями совсем никуда не деться.
  3. Снятие омографии . Омографы - это слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении. Носитель языка легко расставит ударения: дверной замок и замок на горе . А вот ключ от замка - задача посложнее. Полностью снять омографию без учета контекста невозможно.

Просодика

  1. Выделение синтагм и расстановка пауз . Синтагма представляет относительно законченный по смыслу отрезок речи. Когда человек говорит, он обычно вставляет паузы между фразами. Нам нужно научиться разделять текст на такие синтагмы.
  2. Определение типа интонации . Выражение завершенности, вопроса и восклицания - самые простые интонации. А вот выразить иронию, сомнение или воодушевление задача куда сложнее.

Фонетика

  1. Получение транскрипции . Так как в конечном итоге мы работаем с произнесением, а не с написанием, то очевидно вместо букв (графем), логично использовать звуки (фонемы). Преобразование графемной записи в фонемную - отдельная задача, состоящая из множества правил и исключений.
  2. Вычисление параметров интонации . В этот момент нужно решить как будет меняться высота основного тона и скорость произнесения в зависимости от расставленных пауз, подобранной последовательности фонем и типа выражаемой интонации. Помимо основного тона и скорости есть и другие параметры, с которыми можно долго экспериментировать.

Акустика

  1. Подбор звуковых элементов . Системы синтеза оперируют так называемыми аллофонами - реализациями фонемы, зависящими от окружения. Записи из обучающих данных нарезаются на кусочки по фонемной разметке, которые образуют аллофонную базу. Каждый аллофон характеризуется набором параметров, таких как контекст (фонемы соседи), высота основного тона, длительность и прочие. Сам процесс синтеза представляет собой подбор правильной последовательности аллофонов, наиболее подходящих в текущих условиях.
  2. Модификация и звуковые эффекты . Для получившихся записей иногда нужна постобработка, какие-то специальные фильтры, делающие синтезируемую речь чуть ближе к человеческой или исправляющие какие-то дефекты.
Если вдруг вам показалось, что все это можно упростить, прикинуть в голове или быстро подобрать какие-то эвристики для отдельных модулей, то просто представьте, что вам нужно сделать синтез на хинди. Если вы не владеете языком, то вам даже не удастся оценить качество вашего синтеза, не привлекая кого-то, кто владел бы языком на нужном уровне. Мой родной язык русский, и я слышу, когда синтез ошибается в ударениях или говорит не с той интонацией. Но в тоже время, весь синтезированный английский для меня звучит примерно одинаково, не говоря уже о более экзотических языках.

Реализации

Мы попытаемся найти End-2-End (E2E) реализацию синтеза, которая бы взяла на себя все сложности, связанные с тонкостями языка. Другими словами, мы хотим построить систему, основанную на нейронных сетях, которая бы на вход принимала текст, а на выходе давала бы синтезированную речь. Можно ли обучить такую сеть, которая позволила бы заменить целую команду специалистов из узких областей на команду (возможно даже из одного человека), специализирующуюся на машинном обучении?

На запрос end2end tts Google выдает целую массу результатов. Во главе - реализация Tacotron от самого Google. Самым простым мне показалось идти от конкретных людей на Github, которые занимаются исследованиям в этой области и выкладывают свои реализации различных архитектур.

Я бы выделил троих:

Загляните к ним в репозитории, там целый кладезь информации. Архитектур и подходов к задаче E2E-синтеза довольно много. Среди основных:
  1. Tacotron (версии 1, 2).
  2. DeepVoice (версии 1, 2, 3).
  3. Char2Wav.
  4. DCTTS.
  5. WaveNet.
Нам нужно выбрать одну. Я выбрал Deep Convolutional Text-To-Speech (DCTTS) от Kyubyong Park в качестве основы для будущих экспериментов. Оригинальную статью можно посмотреть по ссылке . Давайте поподробнее рассмотрим реализацию.

Автор выложил результаты работы синтеза по трем различным базам и на разных стадиях обучения. На мой вкус, как не носителя языка, они звучат весьма прилично. Последняя из баз на английском языке (Kate Winslet"s Audiobook) содержит всего 5 часов речи, что для меня тоже является большим преимуществом, так как моя база содержит примерно сопоставимое количество данных.

Через некоторое время после того, как я обучил свою систему, в репозитории появилась информация о том, что автор успешно обучил модель для корейского языка. Это тоже довольно важно, так как языки могут сильно разниться и робастность по отношению к языку - это приятное дополнение. Можно ожидать, что в процессе обучения не потребуется особого подхода к каждому набору обучающих данных: языку, голосу или еще каким-то характеристикам.

Еще один важный момент для такого рода систем - это время обучения. Tacotron на том железе, которое у меня есть, по моим оценкам учился бы порядка 2 недель. Для прототипирования на начальном уровне мне показалось это слишком ресурсоемким. Педали, конечно, крутить не пришлось бы, но на создание какого-то базового прототипа потребовалось бы очень много календарного времени. DCTTS в финальном варианте учится за пару дней.

У каждого исследователя есть набор инструментов, которыми он пользуется в своей работе. Каждый подбирает их себе по вкусу. Я очень люблю PyTorch. К сожалению, на нем реализации DCTTS я не нашел, и пришлось использовать TensorFlow. Возможно в какой-то момент выложу свою реализацию на PyTorch.

Данные для обучения

Хорошая база для реализации синтеза - это основной залог успеха. К подготовке нового голоса подходят очень основательно. Профессиональный диктор произносит заранее подготовленные фразы в течение многих часов. Для каждого произнесения нужно выдержать все паузы, говорить без рывков и замедлений, воспроизвести правильный контур основного тона и все это в купе с правильной интонацией. Кроме всего прочего, не все голоса одинаково приятно звучат.

У меня на руках была база порядка 8 часов, записанная профессиональным диктором. Сейчас мы с коллегами обсуждаем возможность выложить этот голос в свободный доступ для некоммерческого использования. Если все получится, то дистрибутив с голосом помимо самих записей будет включать в себя точные текстовки для каждой из них.

Начнем

Мы хотим создать сеть, которая на вход принимала бы текст, а на выходе давала бы синтезированный звук. Обилие реализаций показывает, что это возможно, но есть конечно и ряд оговорок.

Основные параметры системы обычно называют гиперпараметрами и выносят в отдельный файл, который называется соответствующим образом: hparams.py или hyperparams.py , как в нашем случае. В гиперпараметры выносится все, что можно покрутить, не трогая основной код. Начиная от директорий для логов, заканчивая размерами скрытых слоев. После этого гиперпараметры в коде используются примерно вот так:

From hyperparams import Hyperparams as hp batch_size = hp.B # размер батча берем из гиперпараметров
Далее по тексту все переменные имеющие префикс hp. берутся именно из файла гиперпараметров. Подразумевается, что эти параметры не меняются в процессе обучения, поэтому будьте осторожны перезапуская что-то с новыми параметрами.

Текст

Для обработки текста обычно используются так называемый embedding-слой, который ставится самым первым. Суть его простая - это просто табличка, которая каждому символу из алфавита ставит в соответствие некий вектор признаков. В процессе обучения мы подбираем оптимальные значения для этих векторов, а когда синтезируем по готовой модели, просто берем значения из этой самой таблички. Такой подход применяется в уже довольно широко известных Word2Vec, где строится векторное представление для слов.

Для примера возьмем простой алфавит:

["a", "b", "c"]
В процессе обучения мы выяснили, что оптимальные значения каждого их символов вот такие:

{ "a": , "b": , "c": }
Тогда для строчки aabbcc после прохождения embedding-слоя мы получим следующую матрицу:

[, , , , , ]
Эта матрица дальше подается на другие слои, которые уже не оперируют понятием символ.

В этот момент мы видим первое ограничение, которое у нас появляется: набор символов, который мы можем отправлять на синтез, ограничен. Для каждого символа должно быть какое-то ненулевое количество примеров в обучающих данных, лучше с разным контекстом. Это значит, что нам нужно быть осторожными в выборе алфавита.

В своих экспериментах я остановился на варианте:

# Алфавит задается в файле с гиперпараметрами vocab = "E абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя-"
Это алфавит русского языка, дефис, пробел и обозначение конца строки. Тут есть несколько важных моментов и допущений:

  1. Я не добавлял в алфавит знаки препинания. С одной стороны, мы действительно их не произносим. С другой, по знакам препинания мы делим фразу на части (синтагмы), разделяя их паузами. Как система произнесет казнить нельзя помиловать ?
  2. В алфавите нет цифр. Мы ожидаем, что они будут развернуты в числительные перед подачей на синтез, то есть нормализованы. Вообще все E2E-архитектуры, которые я видел, требуют именно нормализованный текст.
  3. В алфавите нет латинских символов. Английский система уметь произносить не будет. Можно попробовать транслитерацию и получить сильный русский акцент - пресловутый лет ми спик фром май харт .
  4. В алфавите есть буква ё . В данных, на который я обучал систему, она стояла там, где нужно, и я решил этот расклад не менять. Однако, в тот момент, когда я оценивал получившиеся результаты, выяснилось, что теперь перед подачей на синтез эту букву тоже нужно ставить правильно, иначе система произносит именно е , а не ё .
В будущих версиях можно уделить каждому из пунктов более пристальное внимание, а пока оставим в таком немного упрощенном виде.

Звук

Почти все системы оперируют не самим сигналом, а разного рода спектрами полученными на окнах с определенным шагом. Я не буду вдаваться в подробности, по этой теме довольно много разного рода литературы. Сосредоточимся на реализации и использованию. В реализации DCTTS используются два вида спектров: амплитудный спектр и мел-спектр.

Считаются они следующим образом (код из этого листинга и всех последующих взят из реализации DCTTS, но видоизменен для наглядности):

# Получаем сигнал фиксированной частоты дискретизации y, sr = librosa.load(wavename, sr=hp.sr) # Обрезаем тишину по краям y, _ = librosa.effects.trim(y) # Pre-emphasis фильтр y = np.append(y, y - hp.preemphasis * y[:-1]) # Оконное преобразование Фурье linear = librosa.stft(y=y, n_fft=hp.n_fft, hop_length=hp.hop_length, win_length=hp.win_length) # Амплитудный спектр mag = np.abs(linear) # Мел-спектр mel_basis = librosa.filters.mel(hp.sr, hp.n_fft, hp.n_mels) mel = np.dot(mel_basis, mag) # Переводим в децибелы mel = 20 * np.log10(np.maximum(1e-5, mel)) mag = 20 * np.log10(np.maximum(1e-5, mag)) # Нормализуем mel = np.clip((mel - hp.ref_db + hp.max_db) / hp.max_db, 1e-8, 1) mag = np.clip((mag - hp.ref_db + hp.max_db) / hp.max_db, 1e-8, 1) # Транспонируем и приводим к нужным типам mel = mel.T.astype(np.float32) mag = mag.T.astype(np.float32) # Добиваем нулями до правильных размерностей t = mel.shape num_paddings = hp.r - (t % hp.r) if t % hp.r != 0 else 0 mel = np.pad(mel, [, ], mode="constant") mag = np.pad(mag, [, ], mode="constant") # Понижаем частоту дискретизации для мел-спектра mel = mel[::hp.r, :]
Для вычислений почти во всех проектах E2E-синтеза используется библиотека LibROSA (https://librosa.github.io/librosa/). Она содержит много полезного, рекомендую заглянуть в документацию и посмотреть, что в ней есть.

Теперь давайте посмотрим как амплитудный спектр (magnitude spectrum) выглядит на одном из файлов из базы, которую я использовал:


Такой вариант представления оконных спекторов называется спектрограммой. На оси абсцисс располагается время в секундах, на оси ординат - частота в герцах. Цветом выделяется амплитуда спектра. Чем точка ярче, тем значение амплитуды больше.

Мел-спектр - это амплитудный спектр, но взятый на мел-шкале с определенным шагом и окном. Количество шагов мы задаем заранее, в большинстве реализаций для синтеза используется значение 80 (задается параметром hp.n_mels ). Переход к мел-спектру позволяет сильно сократить количество данных, но этом сохранить важные для речевого сигнала характеристики. Мел-спектрограмма для того же файла выглядит следующим образом:


Обратите внимание на прореживание мел-спектров во времени на последней строке листинга. Мы берем только каждый 4 вектор (hp.r == 4 ), соответственно уменьшая тем самым частоту дискретизации. Синтез речи сводится к предсказанию мел-спектров по последовательности символов. Идея простая: чем меньше сети приходится предсказывать, тем лучше она будет справляться.

Хорошо, мы можем получить спектрограмму по звуку, но послушать мы ее не можем. Соответственно нам нужно уметь восстанавливать сигнал обратно. Для этих целей в системах часто используется алгоритм Гриффина-Лима и его более современные интерпретации (к примеру, RTISILA, ссылка). Алгоритм позволяет восстановить сигнал по его амплитудным спектрам. Реализация, которую использовал я:

Def griffin_lim(spectrogram, n_iter=hp.n_iter): x_best = copy.deepcopy(spectrogram) for i in range(n_iter): x_t = librosa.istft(x_best, hp.hop_length, win_length=hp.win_length, window="hann") est = librosa.stft(x_t, hp.n_fft, hp.hop_length, win_length=hp.win_length) phase = est / np.maximum(1e-8, np.abs(est)) x_best = spectrogram * phase x_t = librosa.istft(x_best, hp.hop_length, win_length=hp.win_length, window="hann") y = np.real(x_t) return y
А сигнал по амплитудной спектрограмме можно восстановить вот так (шаги, обратные получению спектра):

# Транспонируем mag = mag.T # Денормализуем mag = (np.clip(mag, 0, 1) * hp.max_db) - hp.max_db + hp.ref_db # Возвращаемся от децибел к аплитудам mag = np.power(10.0, mag * 0.05) # Восстанавливаем сигнал wav = griffin_lim(mag**hp.power) # De-pre-emphasis фильтр wav = signal.lfilter(, , wav)
Давайте попробуем получить амплитудный спектр, восстановить его обратно, а затем послушать.

Оригинал:


Восстановленный сигнал:
На мой вкус, результат стал хуже. Авторы Tacotron (первая версия также использует этот алгоритм) отмечали, что использовали алгоритм Гриффина-Лима как временное решение для демонстрации возможностей архитектуры. WaveNet и ему подобные архитектуры позволяют синтезировать речь лучшего качества. Но они более тяжеловесные и требуют определенных усилий для обучения.

Обучение

DCTTS, который мы выбрали, состоит из двух практически независимых нейронных сетей: Text2Mel и Spectrogram Super-resolution Network (SSRN).


Text2Mel предсказывает мел-спектр по тексту, используя механизм внимания (Attention), который увязывает два энкодера (TextEnc, AudioEnc) и один декодер (AudioDec). Обратите внимание, что Text2Mel восстанавливает именно разреженный мел-спектр.

SSRN восстанавливает из мел-спектра полноценный амплитудный спектр, учитывая пропуски кадров и восстанавливая частоту дискретизации.

Последовательность вычислений довольно подробно описана в оригинальной статье. К тому же есть исходный код реализации, так что всегда можно отладиться и вникнуть в тонкости. Обратите внимание, что автор реализации отошел в некоторых местах от статьи. Я бы выделил два момента:

  1. Появились дополнительные слои для нормализации (normalization layers), без которых, по словам автора, ничего не работало.
  2. В реализации используется механизм исключения (dropout) для лучшей регуляризации. В статье этого нет.
Я взял голос, включающий в себя 8 часов записей (несколько тысяч файлов). Оставил только записи, которые:
  1. В текстовках содержат только буквы, пробелы и дефисы.
  2. Длина текстовок не превышает hp.max_N .
  3. Длина мел-спектров после разреживания не превышает hp.max_T .
У меня получилось чуть больше 5 часов. Посчитал для всех записей нужные спекты и поочередно запустил обучение Text2Mel и SSRN. Все это делается довольно безхитростно:

$ python prepro.py $ python train.py 1 $ python train.py 2
Обратите внимание, что в оригинальном репозитории prepro.py именуется как prepo.py . Мой внутренний перфекционист не смог этого терпеть, так что я его переименовал.

DCTTS содержит только сверточные слои, и в отличие от RNN реализаций, вроде Tacotron, учится значительно быстрее.

На моей машине с Intel Core i5-4670, 16 Gb RAM и GeForce 1080 на борту 50 тыс. шагов для Text2Mel учится за 15 часов, а 75 тыс. шагов для SSRN - за 5 часов. Время требуемое на тысячу шагов в процессе обучения у меня почти не менялось, так что можно легко прикинуть, сколько потребуется времени на обучение с большим количеством шагов.

Размер батча можно регулировать параметром hp.B . Периодически процесс обучения у меня валился с out-of-memory, так что я просто делил на 2 размер батча и перезапускал обучение с нуля. Полагаю, что проблема кроется где-то в недрах TensorFlow (я использовал не самый свежий) и тонкостях реализации батчинга. Я с этим разбираться не стал, так как на значении 8 все падать перестало.

Результат

После того, как модели обучились, можно наконец запустить и синтез. Для этого заполняем файлик с фразами и запускаем:

$ python synthesize.py
Я немного поправил реализацию, чтобы генерировать фразы из нужного файла.

Результаты в виде WAV-файлов будут сохранены в директорию samples . Вот примеры синтеза системой, которая получилась у меня:

Выводы и ремарки

Результат превзошел мои личные ожидания по качеству. Система расставляет ударения, речь получается разборчивой, а голос узнаваем. В целом получилось неплохо для первой версии, особенно с учетом того, что для обучения использовалось всего 5 часов обучающих данных.

Остаются вопросы по управляемости таким синтезом. Пока невозможно даже исправить ударение в слове, если оно неверное. Мы жестко завязаны на максимальную длину фразы и размер мел-спектрограммы. Нет возможности управлять интонацией и скоростью воспроизведения.

Я не выкладывал мои изменения в коде оригинальной реализации. Они коснулись только загрузки обучающих данных и фраз для синтеза уже по готовой системе, а также значений гиперпараметров: алфавит (hp.vocab ) и размер батча (hp.B ). В остальном реализация осталась оригинальная.

В рамках рассказа я совсем не коснулся темы продакшн реализации таких систем, до этого полностью E2E-системам синтеза речи пока очень далеко. Я использовал GPU c CUDA, но даже в этом случае все работает медленнее реального времени. На CPU все работает просто неприлично медленно.

Все эти вопросы будут решаться в ближайшие годы крупными компаниями и научными сообществами. Уверен, что это будет очень интересно.

Теги: Добавить метки

Синтез устной речи - это преобразование заранее не известной текстовой информации в речь. Речевой вывод информации - это реализация речевого интерфейс, для упрощения использования системы. Фактически, благодаря синтезу речи предоставляется еще один канал передачи данных от компьютера, мобильного телефона к человеку, аналогично монитору. Конечно, передать рисунок голосом невозможно, но вот прослушать электронную почту или расписание на день в ряде случаев довольно удобно, особенно если в это время взгляд занят чем-либо другим. Например, придя утром на работу, готовясь к переговорам, Вы могли бы поправлять у зеркала галстук или прическу, в то время как компьютер читает вслух последние новости, почту или напоминает важную информацию для переговоров.

Рисунок 2.2 - Акустическая обработка сигнала

Технология синтеза устной речи нашла широкое применение для людей, имеющих проблемы со зрением. Для всех остальных она создает новое измерение удобства пользования техникой и значительно снижает нагрузку на зрение, на нервную систему, позволяет задействовать слуховую память.


Рисунок 2.3 - Синтез речи

Любой текст состоит из слов, разделенных пробелами и знаками препинания. Произнесение слов зависит от их расположения в предложении, а интонация фразы - от знаков препинания. Наконец, произнесение зависит и от смысла слова! Соответственно, для того чтобы синтезированная речь звучала натурально, необходимо решить целый комплекс задач, связанных как с обеспечением естественности голоса на уровне плавности звучания и интонации, так и с правильной расстановкой ударений, расшифровкой сокращений, чисел, аббревиатур и специальных знаков с учетом особенностей грамматики русского языка.

Существует несколько подходов к решению поставленных задач:

1) системы аллофонного синтеза - обеспечивают стабильное, но недостаточно естественное, роботизированное звучание;

2) системы, основанные на подходе Unit Selection - обеспечивают гораздо более естественное звучание, однако могут содержать фрагменты речи с резкими провалами качества, вплоть до потери разборчивости;

3) гибридная технология, основанная на подходе Unit Selection и дополненная единицами аллофонного синтеза.

На основе этой технологии была создана система VitalVoice, которая обеспечивает стабильное и естественное звучание на акустическом уровне.

Речевое общение является естественным и удобным для человека. Задача распознавания речи состоит в том, что бы убрать посредника в общении человека и компьютера. Управление машиной голосом в реальном времени, а также ввод информации посредством человеческой речи намного упростит жизнь современного человека. Научить машину понимать без посредника тот язык, на котором говорят между собой люди - задачи распознавания речи.

Ученые и инженеры уже много лет решают проблему речевого общения человека и машины. Первое устройство для распознавания речи появилось в 1952 году, оно могло распознавать произнесённые человеком цифры. Коммерческие программы по распознаванию речи появились в начале девяностых годов.

Все системы распознавания речи можно разделить на два класса:

1) Системы, зависимые от диктора - настраиваются на речь диктора в процессе обучения. Для работы с другим диктором такие системы требуют полной перенастройки.


Рисунок 2.4 - Распознавание речи

2) Системы, не зависимые от диктора - работа которых не зависит от диктора. Такие системы не требуют предварительного обучения и способны распознавать речь любого диктора.

Изначально на рынке появились системы первого вида. В них звуковой образ команды хранился в виде целостного эталона. Для сравнения неизвестного произнесения и эталона команды использовались методы динамического программирования. Эти системы хорошо работали при распознавании небольших наборов из 10-30 команд и понимали только одного диктора. Для работы с другим диктором эти системы требовали полной перенастройки.

Для того чтобы понимать слитную речь, необходимо было перейти к словарям гораздо больших размеров, от нескольких десятков до сотен тысяч слов. Методы, использовавшиеся в системах первого вида, не подходили для решения этой задачи, так как просто невозможно создать эталоны для такого количества слов.

Кроме этого, существовало желание сделать систему, не зависящую от диктора. Это весьма сложная задача, поскольку у каждого человека индивидуальная манера произнесения: темп речи, тембр голоса, особенности произношения. Такие различия называются вариативностью речи. Чтобы ее учесть, были предложены новые статистические методы, опирающиеся в основном на математические аппараты Скрытых Марковских Моделей (СММ) или Искусственных Нейронных сетей. Вместо создания эталонов для каждого слова, создаются эталоны отдельных звуков, из которых состоят слова, так называемые акустические модели. Акустические модели формируются путём статистической обработки больших речевых баз данных, содержащих записи речи сотен людей.

В существующих системах распознавания речи используются два принципиально разных подхода:

Распознавание лексических

Отметим, что создание систем распознавания речи представляет собой чрезвычайно сложную задачу.

Речевые синтезаторы, установленные на компьютеры или мобильные устройства, уже не кажутся такими необычными программами, как раньше. Благодаря современным технологиям обычный настольный ПК может воспроизводить человеческий голос.

Каким образом работают синтезаторы речи? Где они применяются? Какой самый лучший речевой синтезатор? Ответы на эти и другие вопросы изложены в данной статье.

Общее понятие

Синтезаторы речи являются специальными программами, состоящими из некоторого количества модулей, которые предоставляют возможность перевести набранные тексты в озвученные человеческим голосом предложения. Не стоит думать, что вся база слов и фраз записана реальными людьми в профессиональных студиях. Выполнить подобную задачу физически невозможно. Библиотеку с таким большим количеством фраз нельзя установить ни на один современный компьютер, не говоря уже о мобильных телефонах. Для этого разработчики создали технологию Text-to-Speech.

Сфера применения

Синтезаторы речи используются при изучении иностранных языков, прослушивании текстов на страницах книг, создании вокальных партий, выдаче поисковых запросов в форме озвученных фраз и т. п.

Какие разновидности программ существуют? В зависимости от сферы применения утилиты можно разделить на 2 вида: обычные, преобразующие набранный текст в речь, и специальные вокальные модули, используемые в музыкальных приложениях.

Преимущества и недостатки

На данный момент компьютер синтезирует человеческую речь только приблизительно. В простейших программах можно наблюдать проблемы со звуком и правильной постановкой ударений в различных словах. Синтезаторы речи, установленные на мобильные устройства, расходуют много энергии. Нередко можно отметить несанкционированную загрузку дополнительных модулей.

К преимуществам следует отнести удобство восприятия. Многим пользователям гораздо проще усваивать звуковую информацию, нежели какую-либо другую.

Лучшие речевые синтезаторы с русскими голосами

Программа RHVoice была создана Ольгой Яковлевой. Стандартный вариант приложения включает 3 голоса. Настройки очень просты. Программу можно использовать и как самостоятельное приложение, совместимое с SAPI5, и как дополнительный экранный модуль.

Речевой синтезатор Acapela отличается от аналогов идеальным озвучиванием текста. Приложение поддерживает более 30 языков мира. В бесплатной версии доступен лишь 1 женский голос.

Программа Vocalizer часто применяется в call-центрах. Пользователь может настроить постановку ударения, громкость и скорость чтения. При необходимости загружаются дополнительные словари. В приложении есть 1 женский голос. Речевой движок автоматически встраивается в программы для чтения книг в электронном формате.

Утилита eSpeak поддерживает свыше 50 языков. Недостатком программы можно считать сохранение звуковых файлов лишь в формате WAV, который требует много места на жестком диске.

Приложение Festival является мощнейшей утилитой синтеза речи, поддерживающей даже финский язык и хинди.

Установка программы

Как использовать приложения такого типа? Для начала нужно установить программу. В компьютерных ОС применяется стандартный инсталлятор, в котором пользователю остается выбрать лишь поддерживаемый утилитой языковой модуль. Установщик для мобильных устройств можно скачать с официального сайта, Google Play, а также App Store. Инсталляция приложения происходит в автоматическом режиме.

Первый запуск программы

На данном этапе пользователю достаточно установить язык по умолчанию. Иногда требуется отметить качество звучания. Стандартный вариант подразумевает частоту дискретизации 4410 Гц, глубину 16 бит и битрейт 128 кбит/с. В мобильных ОС показатели могут быть ниже. В качестве основы используется определенный голос.

Фильтры и эквалайзеры помогают достичь необходимого звучания. Пользователю доступны три варианта перевода текста. Он может набрать на клавиатуре предложения, включить озвучивание уже имеющегося файла или установить в браузере расширение, которое преобразует содержимое на веб-страницах в речь. Достаточно отметить необходимый вариант действий, тембр голоса и язык, на котором будет произноситься текст. Для включения процесса воспроизведения требуется кликнуть по кнопке «Старт».

Работа со сложными программами

В музыкальных приложениях настройки гораздо сложнее. В речевом модуле программы FL Studio пользователь может выбрать несколько видов голосов, а также указать тональность и скорость воспроизведения. Постановка ударений перед слогами осуществляется с помощью символа «_». С помощью подобного речевого синтезатора можно создать лишь роботизированный голос.

Программа Vocaloid относится к приложениям профессионального типа. Помимо обычных параметров, пользователь может выбирать артикуляцию и глиссандо. В утилите есть база с вокалом профессионалов. При желании можно подгонять под ноты целые предложения. Одна только библиотека с вокалом занимает более 4 Гб в сжатом виде.

"Синтезатор речи Google": что это за программа

В мае 2014 года компания предоставила пользователям возможность опробовать новый бесплатный продукт. Что такое "Синтезатор речи Google" на «Андроиде»? Это программа, озвучивающая текст на экране мобильного устройства или планшета. Теперь нет необходимости устанавливать сторонние утилиты, которые требуют наличия лицензии. "Синтезатор речи Google" используется при чтении электронных книг, прослушивании правильного произношения слов, запуске приложения TalkBack.

Новая версия программы "Синтезатор речи Google 3.1" получила функцию поддержки английского, итальянского, испанского, корейского, немецкого, нидерландского, польского, португальского, русского и французского языков. Где найти голосовые пакеты? Они загружаются из самого приложения.

Преимущества и недостатки продукта от Google

Особенностями русскоговорящего женского голоса является четкое, громкое звучание и плавная интонация. Скорость воспроизведения можно регулировать в настройках программы. Пользователи, использующие TalkBack и русскую языковую локализацию ОС Android, должны проявлять осторожность при переключении на речевой синтезатор, если ранее в приложении по умолчанию был установлен другой голос. Могут возникнуть проблемы, связанные с сохранением контроля над мобильным устройством на слух. Практически все голоса, кроме русского, неспособны обрабатывать предложения на кириллице.

Среди минусов можно отметить задержку реакции на чтение текстов, состоящих из фраз на разных языках. Русский голос отличается металлическими нотками тембра. Можно услышать дребезжащий звук на низких частотах. К преимуществам можно отнести стабильность работы приложения и приемлемое качество чтения англоязычных слов.

"Синтезатор речи Google": как пользоваться программой

Для того чтобы утилита заработала как надо, требуется обновить ее до последней версии. Чтобы активировать процесс озвучивания текста, нужно открыть настройки. В разделе «язык и ввод» необходимо поставить флажок на пункте «синтез речи». Тут же следует отметить строку «система по умолчанию». Не стоит забывать о том, что голосовые пакеты в самой программе также нуждаются в обновлении.

Проблемы при работе с утилитой

При необходимости пользователь может отключить приложение. В самых простых утилитах кнопка остановки находится в самой программе. Деактивация расширения, установленного в браузере, производится путем отключения дополнения или полного удаления плагина. При работе с программой на мобильном телефоне также могут возникнуть проблемы. Дело в том, что синтезатор речи автоматически включает загрузку ненужных пользователю языковых модулей.

Данный процесс занимает много времени и существенно расходует трафик. Как отключить "Синтезатор речи Google" на мобильном устройстве и избавиться от этой проблемы? Для начала нужно открыть настройки приложения. Потом необходимо выбрать раздел «язык и голосовой ввод». Далее нужно отметить последнюю строку.

Выбрав голосовой поиск, следует кликнуть по крестику у пункта «распознавание речи офлайн». Затем рекомендуется удалить кэш приложений. Далее требуется перезагрузить мобильный телефон. Чтобы полностью отключить утилиту, необходимо открыть в настройках раздел «приложения», выбрать в списке синтезатор речи и кликнуть по кнопке «остановить».

Удаление программы

Бывает так, что пользователь вообще не использует "Синтезатор речи Google". Можно ли удалить утилиту с мобильного устройства? Для этого нужно открыть Google Play. Затем следует выбрать в перечне установленных программ синтезатор речи и кликнуть по кнопке «удалить».

Итоги

Обычным пользователям и людям с ограниченными возможностями подойдут приложения с простым интерфейсом. Это может быть как RHVoice, так и "Синтезатор речи Google". Русский голос озвучит отображаемый на экране текст. Большего рядовому пользователю не требуется.

Музыкантам рекомендуется отдавать предпочтение профессиональной программе Vocaloid. В приложении есть дополнительные голосовые библиотеки и множество различных опций. Программа позволит получить естественное звучание голоса. Ведь музыкантам так важно, чтобы компьютерный синтез не ощущался на слух.

Иногда нам нужно озвучить печатный текст голосом. Чаще всего такие программы используют те, кто учит иностранные языки для определения правильной интонации и ударения, также для чтения книг, да и просто для развлечения и розыгрыша друзей. Чтобы воспользоваться озвучкой текста нет необходимости скачивать программы на свой компьютер, ведь их достаточное количество в онлайн версии (в отличии от ). В этой статье будут рассмотрены наилучшие синтезаторы человеческой речи, которыми вы сможете воспользоваться в режиме онлайн.

Translate.google.com — бесплатный сервис для перевода текста и его синтеза

Гугл переводчик является одним из самых популярных и наилучших сервисов, который предоставляет комплекс самых разных услуг. Например, всем известный переводчик имеет функцию озвучивания веденного текста, причем на всех поддерживаемых языках. Качество озвучки местами низкое, но в целом приемлемое. Если вы переводите печатный текст в речь для изучения языка, то синтезатор Google Translate подойдет вам идеально. Самое важное в этом сервисе то, что он является простым и доступным каждому пользователю в сети Интернет.


Как синтезировать текст в Translate.google.com

Для того, чтобы воспользоваться сервисом от Гугл:

  1. Перейдите на страницу https://translate.google.com ;
  2. Выберите необходимый язык, нажав кнопку «Определить язык»;
  3. Затем введите текст в окне там, где выбирали язык;
  4. Теперь нажмите на пиктограмму граммофона внизу окна, и вы сможете услышать воспроизведение текста женским голосом.

Недостатком его является отсутствие возможности скачать воспроизведенный синтез речи в файле на свой компьютер. Также нет каких-либо настроек голоса или выбора исполнителя.

Acapela — бесплатная программа по озвучке текста

Acapela – самый популярный и один из лучших речевых синтезаторов, позволяющих работать в режиме онлайн. Сервис поддерживает более 30 языков, а также большое количество исполнителей на выбор, как мужских, так и женских. Для английского есть аж 20 тембров на выбор – женский, мужской, подросток, ребенок, грубый мужской, мягкий женский и т.д. Программа легко настраивается и проста в использовании. На сайте доступна программа для оффлайн применения. У вас есть возможность попробовать дэмо-версию синтезатора речи, нажав в строке меню соответствующий пункт.


Как пользоваться Acapela

Для настройки синтеза устной речи в режиме онлайн используйте блок с левой стороны на странице http://www.acapela-group.com/voices/demo/ .

Итак, как это работает:

  1. В первой строке выберите язык озвучиваемого текста.
  2. Вторая строка не понадобиться, если вы выберите русский, потому-как вариант только один – Alyona.
  3. В третьей строке введите свой текст, который нужно озвучить. Ввести можно до 300 символов.
  4. Далее согласитесь с правилами сервиса, поставив галочку на пункте «i agree with terms & conditions».
  5. И нажмите ниже кнопку «Please accept terms & conditions».

Озвучка через данный сервис среднего качества. Интонации практически во всех словах правильные. Продукт доступен для всех платформ.

Next.2yxa.mobi — онлайн сервис для озвучивания текста

Онлайн сервис Next.2yxa.mobi является простым и доступным синтезатором для воспроизведения напечатанного текста. Сайт разрабатывался для мобильных устройств, поэтому войдя в него через web-браузер, мы будем иметь легкий и быстрый инструмент для синтеза текста. В связи с этим сайт имеет некоторые ограничения в работе. Например, если вам нужно «прочитать» закаченный текст, то размер файла не должен превышать 100 kb. Вы можете напечатать текст и сразу озвучить его.

Для этого вам необходимо:


Vocalizer — голосовой синтезатор для онлайн воспроизведения текста

Еще одним среди лучших речевых синтезаторов по озвучке теста онлайн, созданный иностранными разработчиками является Vocalizer. Доступен он по ссылке http://www.nuance.com/landing-pages/playground/Vocalizer_Demo2/vocalizer_modal.html . Это простой и понятный сервис. Меню и интерфейс полностью на английском, но разобраться будет очень просто. Онлайн сервисом мы можем воспользоваться в качестве Demo-версии. В системе вам доступно 100 различных голосовых вариантов озвучивания и 47 языков.


Как пользоваться Vocalizer

Синтезировать речь в режиме онлайн с помощью этой программы очень просто. Для этого:

  1. В пункте «Language/Dialect» выберите язык;
  2. В «Gender» выберите мужской или женский голос озвучки (male – мужской, female – женский);
  3. Ниже в большом блоке введите текст для озвучивания и нажмите синюю кнопку сбоку для воспроизведения.


error: Контент защищен !!